Эксплуатация паровых турбин
Эксплуатацию паровой турбины можно считать правильно организованной, если она удовлетворяет следующим трем условиям:
- безопасности для обслуживающего персонала и для самой установки;
- надежности, то есть полному отсутствию аварий, неполадок и непредвиденных остановок, вызывающих прекращение или сокращение отпуска энергии;
- экономичности как в смысле удельного расхода пара, так и в отношении расходов на обслуживание, ревизии и ремонты.
Основным из этих условий является безопасность, и жертвовать ею в пользу каких либо других требований ни при каких обстоятельствах не следует.
Правильная эксплуатация турбинной установки возможна только при условии, что эксплуатационный персонал отдает себе полный отчет в явлениях, происходящих в турбине при различных режимах работы, хорошо знает конструкцию обслуживаемого агрегата и точно и сознательно исполняет инструкции по его обслуживанию.
Необходимым качеством эксплуатационного работника должны быть неустанная бдительность и полное самообладание, без которого в критические моменты не возможно найти быстрого и правильного метода действия.
Каждая паровая турбина имеет свои индивидуальные особенности. Поэтому ни в коем случае не следует полагать, что все турбины одинаковы и что, зная одну турбину, можно без всякой предварительной подготовки перейти к обслуживанию другой, даже однотипной машины.
Эксплуатация турбинной установки включает в себя три основных процесса:
- пуск в ход;
- обслуживание во время работы под нагрузкой;
- останов.
Последовательность операций пуска и останова, а также правила обслуживания излагаются в инструкциях, составляемых для каждого агрегата на основании инструкций завода-изготовителя и типовых инструкций Министерства электростанций.
В местной инструкции должны быть указанны:
- режим пуска и нагружения турбогенератора;
- условия, при которых запрещается эксплуатация турбины (предельные значения начальных параметров пара, температура и давление пара, температура и давление пара в выхлопном патрубке, давление масла перед подшипниками и системой регулирования, температура масла и др.);
- предельный расход пара через турбину;
- аварийные случаи, требующие немедленной остановки турбины.
Эксплуатационные инструкции и Правила технической эксплуатации электростанций (ПТЭ) должны быть хорошо известны обслуживающему персоналу, без чего он не может быть допущен к обслуживанию установки.
Пуск турбины
Общие правила пуска
Пуск турбины должен производиться под руководством начальника смены или старшего машиниста, а после ремонта турбины- под руководством начальника цеха.
Перед пуском агрегата нужно внимательно осмотреть его и убедиться в том, что масляный резервуар заполнен маслом до нормального уровня. Подъемом и опусканием собачки предохранительного выключателя проверяют действие его рычагов. Шарниры и трущиеся детали регулирующего механизма должны быть хорошо смазаны.
Процесс пуска в общем состоит из следующих операций:
Конкретные данные относятся к схеме турбины с невысоким начальными параметрами пара.
Тщательно прогревают и продувают паропровод свежего пара. Продувка должна производится до тех пор, пока вытекание конденсата из паропровода не прекратится полностью; о том, что паропровод хорошо прогрелся, можно судить по виду продуваемого пара, который должен стать бесцветным, или по его температуре.
Подъем давления в паропроводе можно начать только имея уверенность в том, что паропровод прогрет и не содержит воды. Подъем давления следует производить со скоростью порядка 1 кг в минуту, если на это нет других специальных указаний.
Повышение температуры пара при этом не должно превосходить 5 градусов в минуту.
По мере повышения давления в паропроводе прямую продувку несколько прикрывают, но совсем дренаж переключают на конденсационных горшок только после того, как турбина возьмет нагрузку 10 - 15% от нормальной.p>
- В целях сокращения времени пуска следует одновременно с подъемом давления в паропроводе начать пуск конденсационной установки. Для этого пускают циркуляционные насосы и открывают задвижки на линии охлаждающей воды после и до конденсатора, открыв предварительно краны для выпуска воздуха из водяного пространства конденсатора.
- Заполняют конденсатом из резервного бака паровое пространство конденсатора до половины высоты водомерного стекла.
- Пускают конденсатный насос и открывают задвижки на линии конденсата, поступающего на охлаждение эжекторов, и на линии обратной циркуляции.
- Заливают конденсатом сифоны подогревателей и эжекторов и дают конденсат на уплотнение атмосферного клапана, на уплотнение вентилей и задвижек, находящихся под вакуумом, в бачок для гидравлических уплотнений.
- Вводят в действие пусковой эжектор и вторые ступени основных эжекторов.
- Выводят полностью ручное приспособление для изменения числа оборотов (синхронизатор) в начальной положение.
- Полностью открывают стопорных клапан (КАЗ) и убеждаются, что выключающий рычаг предохранительного выключателя не находится в зацеплении.
- Приоткрывают слегка обвод главной пусковой задвижки (ГПЗ) создавая в паровой коробке давление 0,2 - 0,4 ата, и прогревают ее в течении 10 - 15 мин, после чего закрывают обвод.
- Пускают вспомогательный масляный насос, прослушивают его в работе, проверяют давление масла по манометру и убеждаются через смотровые стекла, что на все подшипники поступает масло в достаточном количестве.
- Взводят предохранительный выключатель и убеждаются, что при этом регулирующие клапаны поднялись плавно, без рывков. Проверяют по манометру давление масла в системе регулирования.
- Проверяют работу стопорного клапана, для чего вручную выбивают предохранительный выключатель. Убедившись в правильной работе стопорного клапана, снова открывают его и взводят предохранительный выключатель.
- Убедившись, что вакуум составляет не менее 300 мм рт. ст. (если нет других указаний завода изготовителя), открытием обводного вентиля главной паровой задвижки приводят ротор турбины во вращение и устанавливают число оборотов окало 300 об/мин.
- Если при открывании обвода давление за дроссельным клапаном превысило 0,5 кг и ротор не тронулся, нужно закрыть обвод и выяснить причины задержки трогания ротора.
-
Как только ротор придет во вращение, немедленно дают пар к уплотнениям и регулируют его так, чтобы из вестовых труб было легкое парение.
Подача пара к уплотнениям при неподвижном роторе не разрешается.
- Включают в работу первые ступени эжекторов и по достижении вакуума 500 мм рт. ст. останавливают пусковой эжектор.
-
После прогрева турбины на малых оборотах в течении 10 - 15 мин ее "развертывают", то есть постепенно увеличивают число оборотов (увеличение числа оборотов за 1 мин обычно составляет около 5% от нормального числа оборотов). Критическое число оборотов должно проходится возможно быстрее.
При появлении вибрации во время развертывания нужно снизить число оборотов до исчезновения вибрации, продержать турбину на этом числе оборотов 5 - 10 мин и затем снова медленно повышать число оборотов. Если после трехкратного снижения и повышения числа оборотов вибрация не исчезает, пуск турбины нужно прекратить и выяснить причину вибрации.
- При наличии гидравлических уплотнений у турбины прекращают подачу пара к гидравлическим уплотнениям и дают воду на них, когда число оборотов превысит половину нормального (если это не противоречит инструкции завода-изготовителя).
- Когда вступит в работу главный масляный насос, что видно по повышению давления масла, останавливают вспомогательный масляный насос, следя при этом за сохранением давления масла и не допуская понижения давления масла, идущего на смазку, ниже 0,4 кг.
- Как только турбина начнет работать под управлением центробежного регулятора, дроссельный клапан (регулирующие клапана), до того открытый полностью, прикроется.
- Производят испытание действия предохранительного выключателя.
-
После того как турбина будет синхронизирована, открывают полностью главную паровую задвижку, зарывают обводный клапан и постепенно нагружают турбину.
Воду в маслоохладитель пускают после того, как температура масла достигнет 35 - 40 градусов, для того чтобы масло имело необходимую вязкость. В противном случае возможен обрыв масляной пленки в подшипниках, вызывающий вибрацию машины.